Пояснительная записка
Программа психолого-педагогического сопровождения составлена в соответствии с требованиями Закона №273 РФ «Об образовании в РФ», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.
Цель психолого-педагогического сопровождения:
создание в общеобразовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательной деятельности.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
- профилактика школьной и социальной дезадаптации;
- профилактика суицидального поведения;
- консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
- повышение мотивации обучения у учащихся;
- создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
- формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
- организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей, посещающих МОУ СОШ
с. Нарын-Талача.
Основные циклы сопровождения:
- готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
- переход в среднее звено;
- подростковый кризис;
- адаптация в старшем звене;
- психолого-педагогическая работа с выпускниками 9-го и 11-го классов.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:
-психолого-педагогическая диагностика;
-коррекционно – развивающая работа;
-психологическое просвещение и профилактика;
-психологическое консультирование;
-организационно-методическая работа.
Психолого-педагогическая диагностика.
Включает в себя известные методики выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).
Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательной деятельности (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование).
Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этой деятельности.
УУД делятся на четыре основные группы:
- 1. Коммуникативные УУДобеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- Личностные действия УУДобеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
а) действие смыслообразования;
б) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
- Регулятивные действия УУДобеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
- Познавательные УУДвключают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:
- Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (комплекс методик по Семаго, модифицированные тесты Керна-Йирасека).
- Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.
II этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) — адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:
- Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс).
- Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс).
- Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс).
III этап диагностической работы – констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.
Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), имеющих трудности в обучении; диагностика психологической готовности к экзаменам.
Коррекционно-развивающая работа.
Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
- С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.
- С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
- С учащимися 9 и 11 классовво втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.
- С учащимися со статусом ОВЗ в течение года проводятся групповые и индивидуальные занятия, направленные на формирование положительных установок в общении со сверстниками и взрослыми, на развитие рефлексии, способности к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением.
- В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательной деятельности, в каждом школьном звенев течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:
1) младшее звено (1-4 класс):
занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;
2) среднее звено (5-8 класс):
занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;
3) старшее звено (9-11 класс):
занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.
Консультирование и просвещение.
Составляют три направления:
- Работа с учащимися.
- Работа с родителями.
- Работа с учителями.
I направление.
Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
— индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния);
— групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам);
— просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ, направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения;
— формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление.
Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:
— групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка;
— индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка;
— просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов, направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, развитие ситуации сотрудничества;
— формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление.
Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
— индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок);
— групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка;
— просветительская работа включает в себя выступления на педагогических советах, психолого-педагогических семинарах по актуальным вопросам;
— проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений.
Работа направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов.
Методическое и аналитическое направление.
- Оформление документации:
- Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
- Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
- Разработка, подготовка и проведение:
- родительских собраний,
- классных часов,
- занятий с классными руководителями, учителями.
- Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
- Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
- Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
- Подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
- Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
- Анализ научной и практической литературы.
- Работа над темой самообразования.
- Оборудование:
- приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.
- 3. Участие и выступление на педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение уроков, внеурочных мероприятий, РМО педагогов-психологов, районных стажировочных площадок, проведение открытых занятий, участие в неделе психологии.
Основные виды работ:
— работа с родителями;
— работа с педагогами;
— работа с учащимися.
Педагог — психолог образовательного учреждения призван содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений.
В рамках данной программы проводится следующая работа:
- Работа по подготовке детей к школьному обучению.
- Работа по адаптации в 1, 5 , 10 классах, а также с новичками в школе.
- Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее звено.
- Работа с детьми с ОВЗ.
- Подготовка к итоговой аттестации.
- Работа с родителями.
- Работа с неблагополучными семьями.
- Работа с детьми «группы риска».
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Диагностическая и коррекционно – развивающая работа.
Младшее звено (7-10 лет):
- успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
- повышение уровня учебной мотивации;
- базовые способности к самопознанию и познанию других;
• способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков; - формирование положительного образа своего «Я»;
- формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
- положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
- положительные отношения со сверстниками и учителями.
Среднее звено (11-15 лет):
- способности и стремление к самопознанию и познанию других;
• высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя; - адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;
- стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;
- осознание важности и смысла процесса обучения;
- стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;
- осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.
Старшее звено (16-18 лет):
- способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
- профессиональное и жизненное самоопределение;
- умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;
- стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;
- стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;
- психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;
- активная и позитивная жизненная позиция.
Консультирование
- Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
- Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
Просвещение
- Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.
Методическая и аналитическая работа
- Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Психолого – педагогическое сопровождение процесса адаптации
в 1 классе.
Цель: создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков.
- Психодиагностика УШГ (уровня школьной готовности) поступающих в 1-е классы (диагностический комплекс Семаго М.М.).
— Задание № 1 «Продолжи узор»;
— Задание № 2 «Сосчитай и сравни»;
— Задание № 3 «Шифровка»;
— Задание № 4 «Слова»;
— Задание № 5 «Нарисуй человека».
- Проведение диагностических методик на определение адаптации первоклассников к школьному обучению: (Тест Керна-Йирасика);
— установление причинно-следственных связей;
— вербальное мышление;
— интеллектуальные умения-обобщение, классификация;
— мнемические процессы: память, внимание, переключение внимания, восприятие.
(Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные).
Минимизация школьных рисков, формирование благоприятного адаптационного фона.
- Диагностика развития произвольности по методике Д.Б. Эльконина «Графический диктант». (Регулятивные (самоконтроль)).
Выявление, умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец.
4.Методика экспресс — диагностики интеллектуальных способностей дошкольников. (Познавательные (осведомленность)).
Ориентировочное обследование уровня интеллектуального развития детей 6 — 7 лет.
5.Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения по методике Т.А Нежновой, Н.И. Гуткиной, Д.Б. Эльконина «Беседа о школе». (Личностные (внутренняя позиция школьника, самоопределение)). Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения.
- Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн. (Личностные (самооценка)).
Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника.
7.Изучение сформированности кооперации, взаимодействия по методике Цукерман Г.А. «Рукавички». (Коммуникативные (кооперация)).
Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе осуществления сотрудничества
8.Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой в 1-х классах. (Познавательные, регулятивные, коммуникативные).
Психолого – педагогическая диагностика 2 срез.
Консультационная и просветительская работа.
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей первоклассников.
- Родительское собрание «Адаптация первоклассников».
- Проведение собраний с классными руководителями.
Коррекционно – развивающая работа.
Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации.
(Личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные).
Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны.
Аналитическая работа.
I этап по результатам диагностики.
Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении
II этап по результатам диагностики.
Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении.
План психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО
для 5-х классов.
1.Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровской.
(Познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД).
Предполагаемый результат: создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска.
2.Тест школьной тревожности Филипса. (Личностные УУД).
Предполагаемый результат: определение уровня школьной тревожности.
3.Методика самооценки В.Н.Ковалева. (Личностные УУД).
Предполагаемый результат: изучение самооценки.
4.Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г.Лускановой.
(Личностные УУД).
Предполагаемый результат: изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.
5.«Прогрессивные матрицы» Равенна. (Познавательные УУД).
Предполагаемый результат: определение темпа работоспособности.
6.Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой. (Регулятивные УУД).
Консультационная и просветительская работа.
1.Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей пятиклассников.
2.Родительское собрание (презентация) «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы».
3.Групповые и индивидуальные консультации с педагогами:
— «Первый раз в новый класс»;
— «Трудности адаптационного периода»;
— «Психологические особенности младшего подросткового возраста».
Предполагаемый результат: повышение готовности педагогов к работе.
Коррекционно – развивающая работа.
Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации.
(Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД).
Предполагаемый результат: снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны.
Обучающиеся 5 класса, испытывающие трудности в период адаптации.
Аналитическая работа.
Написание справок, заключений.
Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении.
Психолого – педагогическое сопровождение, обучающихся 10 класса.
Цель: изучение течения адаптации, выявление уровня тревожности и напряженности.
1.Методика Кондаша «Шкалы социально-ситуационной тревоги».
(Выявить уровень ситуационной, межличностной, самооценочной тревожности).
2.Методика изучения эмоционального напряжения.
(Выявить степень эмоционального напряжения десятиклассников в период адаптации).
3.Диагностика 9-х классов «Готовность к переходу в 10-й класс».
Консультационная и просветительская работа.
1.Проведение индивидуальных консультаций по вопросам адаптации 10-х классов с родителями и педагогами.
2.Индивидуальные консультации для учащихся по результатам диагностики.
3.Наблюдение за процессом адаптации уч-ся 10-х классов во время и вне учебных занятий.
4.Лекции и беседы с родителями.
Коррекционно – развивающая работа.
Индивидуальная работа с учащимися по коррекции и развитию познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы.
Аналитическая работа.
Написание справок, заключений.
Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении.
Сопровождение готовности учащихся 4 класса
при переходе среднее звено.
Цель: профилактика проблем адаптации в среднем звене.
Психолого – педагогическая диагностика.
Диагностика готовности учащихся к переходу в среднее звено.
1.Методика «Уровень школьной мотивации». (Мотивация учебной деятельности).
2.Методика «Определения умственного развития». (Познавательная сфера).
3.Методика «Слова». (Познавательная сфера).
4.Методика «Умение считать в уме». (Познавательная сфера).
5.Методика «Три оценки». (Самооценка, уровень притязаний).
6.Методика «Экспертная оценка психолого – педагогического статуса ученика на этапе завершения обучения в начальной школе». (Сформированность учебных действий и умений.)
Консультационная и просветительская работа.
Разработка рекомендаций для родителей по результатам диагностики.
Коррекционно – развивающая работа.
Развивающее занятие «Впереди у нас 5 класс».
Аналитическая работа.
1.Обработка полученных данных.
2.Составление психолого – педагогического заключения и прогноза развития.
План работы педагога – психолога по взаимодействию
с тревожными обучающимися.
Цель: выявить тревожных обучающихся, содействие в преодолении страхов, снятие тревожности.
1.Мониторинг уровня тревожности, обучающихся школы.
Методика А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках». (1,2, 3, 4 классы).
2.Методика Филлипса «Оценка уровня тревожности» (2-8 классы).
3.Методика Кондаша «Шкалы тревожности». (9 – 11 классы).
4.Повторная диагностика:
Мониторинг уровня тревожности обучающихся школы:
1)Методика А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках». (1,2, 3, 4 классы).
2)Методика Филлипса «Оценка уровня тревожности» (2-8 классы).
3)Методика Кондаша «Шкалы тревожности».(9-11 классы).
Консультационная и просветительская работа.
1.Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями, педагогами, обучающимися.
2.Беседа «Понятие «тревога» и «тревожность». Причины развития тревожности у детей. Как помочь тревожному ребенку».
3.Рекомендации для родителей в форме буклетов.
Коррекционно – развивающая работа.
1.Коррекционно-развивающая программа для подростков (с высоким уровнем тревожности).
«Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе»
2.Групповые и индивидуальные занятия с элементами арт-террапии, по преодолению страхов с обучающимися, имеющими высокий уровень тревожности.
Аналитическая работа.
I этап по результатам диагностики.
II этап по результатам диагностики.
План работы педагога – психолога по подготовке к итоговой аттестации.
Цель: психопрофилактика экзанаменационного стресса у выпускников при проведении государственной аттестации в форме ГИА, повышение устойчивости к воздействию стрессовых факторов.
Консультирование обучающихся, родителей педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
Коррекционно – развивающая работа.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа на повышение устойчивости к воздействию к стрессовым факторам.
Учащиеся имеющие высокий уровень тревожности, эмоциональную напряженность.
Аналитическая работа.
Заключение по результатам психодиагностики
План работы педагога – психолога с родителями.
Цель: обеспечение поддержки, укрепления и защиты семьи и ценностей семейной жизни, сохранение духовно – нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства.
Диагностика уровня потребности родителей в психолого-педагогических знаниях; уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей.
1)Методика Р. В. Овчаровой;
2)Методика И. А. Хоменко.
Консультационная и просветительская работа.
1.Индивидуальные консультации.
2.Родительский лекторий (на классных родительских собраниях).
3.Общешкольное родительское собрание.
4.Беседа «Вредные привычки ребенка и родителя».
5.Беседа «Совместное проведение свободного времени».
6.Беседа «Личный пример родителей».
Аналитическая работа.
Заключение по результатам психодиагностики.
План работы педагога – психолога с детьми «группы риска».
Цель — формирование условий равных возможностей для всех обучающихся, гармонизация личности детей, склонных к отклоняющемуся поведению.
1.Выявление и учет учащихся группы риска.
2.Изучение личных дел. Дети «группы риска».
3.Контроль над посещаемостью занятий детей «группы риска».
Психолого – педагогическая диагностика.
1.Оформление индивидуально – диагностических карт на «трудных детей».
2.Изучение индивидуальных особенностей развития детей, с признаками отклоняющегося поведения.
3.Изучение интересов и склонностей учащихся через тестирование, анкетирование и наблюдение.
4.Социально-психологическое обследование на выявление склонностей к рискам аддиктивного и суицидального поведения.
Консультационная и просветительская работа.
1.Разработка рекомендаций для педагогического коллектива в работе с «трудными» детьми их семьями.
2.Консультирование подростков (в том числе «Группы риска»), родителей и учителей (по запросам).
3.Рекомендации родителями вновь прибывших учащихся.
4.Групповая консультация родителей по результатам диагностики «Трудный возраст».
Родители детей «группы риска».
5.Рекомендации для учителей, работающих с учащимися 1,2,5,10-х классов «Адаптация детей к школе и психолого-педагогическая поддержка учащихся — дезадаптантов».
6.Беседа «Профилактика злоупотребления наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами среди подростков и молодёжи».
7.Консультации с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению случаев детского суицида.
8.Организация бесед (формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков, половозрастные особенности развития, профилактика наркомании, курения, алкоголизма).
9.Индивидуальные консультации с учащейся (анализ собственного поведения, законопослушное поведение).
10.Информирование ребенка об его правах и обязанностях.
Коррекционно – развивающая работа.
Проведение коррекционных занятий с «трудными детьми».
Аналитическая работа.
Заключение по результатам диагностики.
Заполнение карты личности детей «группы риска».
План работы педагога – психолога
по профилактике здорового образа жизни.
Цель — формирование мотивации к здоровому образу жизни, систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни; формирование активной жизненной позиции.
1.Консультация «Воспитание будущих родителей». Для мальчиков и девочек.
(9 – 11 классы).
2.Конкурс рисунков «Я за здоровый образ жизни». (5-11 классы).
3.Беседа с созданием буклетов «Курить не модно». (9 класс).
4.Групповое профилактическое занятие «День отказа от курения».
(5, 6, 8 классы).
5.Групповые занятия, беседы, круглые столы по профилактике употребления ПАВ:
— «Быть ответственным, значит…»;
— «Не допустить беды»;
— «Молодежь выбирает здоровый образ жизни»;
— «Компьютер – мой помощник и друг». (5-11 классы).
Коррекционно – развивающая работа.
Проведение коррекционных занятий по необходимости.
Аналитическая работа.
Заключение по результатам диагностики.
План работы педагога – психолога с учащимися со статусом ОВЗ.
Цель — формирование положительных установок в общении со сверстниками, взрослыми, развитие рефлексии, способности к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением.
1.Мониторинг воспитанности.
Отношение воспитанников к учебе, труду, обществу, людям, к себе.
2.Мониторинг развития.
Уровень развития учебно-организационных, учебно-информационных, санитарно- гигиенических навыков, школьной мотивации.
3.Мониторинг «Оценка социально – личностных результатов (жизненной компетенции) воспитанников».
Уровень развития жизненных компетенций.
4.Социометрия. Цветовой тест М.Люшера.
Консультационная и просветительская работа.
1.Беседа «Доброе отношение к окружающим».
Воспитание нравственных качеств личности.
2.Беседа «Старайся быть справедливым в словах и поступках».
Правильное осознание своего поведения.
3.Беседа «Полезные и вредные привычки».
Профилактика вредных привычек.
4.Беседа «Правила хорошего тона».
Воспитание нравственных качеств личности.
Коррекционно – развивающая работа.
Проведение коррекционных занятий по развитию познавательной сферы: память, внимание, мышление, воображение, переключение внимания.
Аналитическая работа.
Заключение по результатам диагностики.
План работы педагога – психолога по профилактике суицида и суицидального поведения среди школьников.
Цель — предупреждение и раннее выявление склонностей у учащихся к риску возникновения суицидального поведения.
1.Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)».
2.Опросник Айзенка «Самооценка психических состояний личности».
3.Проективная методика «Незаконченные предложения».
4.Методика «Шкала безнадёжности».
5.Методика «Диагностика враждебности» (по шкале Кука-Медлей).
6.Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона.
7.Социально-психологическое обследование на выявление склонностей к рискам аддиктивного, суицидального поведения.
8.Опросник С.Г. Корчагиной «Одиночество».
Консультационная и просветительская работа.
1.Классные часы на тему: «Жизнь прекрасна».
2.Просмотр видеороликов: «Суицид: его причины», анализ ситуаций, которые привели к гибели.
3.Тренинг: «Мы выбираем жизнь».
4.Общешкольные родительские собрания по профилактике суицида.
.
Коррекционно – развивающая работа.
1.Проведение индивидуальных коррекционных занятий по необходимости.
2.Проведение групповых коррекционных занятий по необходимости.
Аналитическая работа.
1.Анализ результатов социально-психологического обследования на выявление склонностей к рискам аддиктивного, суицидального поведения.
2.Заключение по результатам диагностик.
ЛИТЕРАТУРА
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
- Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
- Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.
- Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
- Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
- Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
- Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
- Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.
- Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.
- Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
- Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.
- Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.
- Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
- Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
- Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
- Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
- Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.
- Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
- Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
- Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
- Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
- Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.
- Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
- Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
- Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
- Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.
- Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
- Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
- Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.
- Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
- Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
- Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011.
- Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.
- Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.
- Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
- Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.
- Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
- Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.
- Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010.
- Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.
- Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993.